«Кинокарта России» Кино-Театр.Ру объединяет все важные локации российского кинематографа.
Подробнее ››
 
 
Лонгрид
Посмотреть на странице
Посмотреть на карте
Витебский вокзал
г Санкт-Петербург, Загородный пр-кт, д 52
Санкт-Петербург – один из самых кинематографичных городов России. Его центр настолько органичен и привлекателен, что режиссеры и операторы просто не могут пройти мимо, погружая героев фильмов в антураж петровской эпохи и дворы-колодцы, в которых живет достоевщина и улицы разбитых фонарей. Но даже в этом ряду Витебский вокзал стоит особняком. В 2022 году он отпраздновал свое 185-тилетие. Хотя тогда на этом месте стояло совсем другое здание. Витебский вокзал, один из пяти действующих вокзалов северной столицы, старейший в Санкт-Петербурге и первый, открывшийся в России. Ветка, соединившая в 1837 году Царское Село и Петербург, стала первой в стране железной дорогой общественного пользования.

Санкт-Петербург – один из самых кинематографичных городов России. Его центр настолько органичен и привлекателен, что режиссеры и операторы просто не могут пройти мимо, погружая героев фильмов в антураж петровской эпохи и дворы-колодцы, в которых живет достоевщина и улицы разбитых фонарей.
Но даже в этом ряду Витебский вокзал стоит особняком. В 2022 году он отпраздновал свое 185-тилетие. Хотя тогда на этом месте стояло совсем другое здание.
Витебский вокзал, один из пяти действующих вокзалов северной столицы, старейший в Санкт-Петербурге и первый, открывшийся в России. Ветка, соединившая в 1837 году Царское Село и Петербург, стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. 

Деревянную станцию по проекту архитектора Константина Тона открыли в присутствии Николая I 30 октября 1837 года, когда первый российский поезд, получивший название «Проворный», отправился со своей платформы в императорскую резиденцию в Царском Селе. Его копию и сегодня можно увидеть в вокзале, как и царский павильон с мраморным бюстом Николая I. Вокзал несколько раз перестраивали, расширяли, сделали каменным, пока он не принял всем теперь хорошо знакомый вид.

В 1904 году было построено новое здание в стиле модерн. Над его проектом работала группа архитекторов во главе со Станиславом Бржозовским. Здание получилось воздушным и светлым, как и задумывали его создатели. 

Большие полукруглые окна, высокие арки, широкие лестницы, купол, квадратная башня с часами. Расписные стены с сюжетами из истории Царскосельской железной дороги.
Часы, располагающиеся внутри здания вокзала, изготовлены заводом Вагнера (Carl Theodor Wagner) в Висбадене (Германия). Карл Вагнер и Генрих Грау разработали собственную систему, основанную на электромагнитном принципе (патент 1881 года). Часы вестибюля 1-2 класса являются «вторичными», циферблат и часовой механизм оригинальные, работают без сбоев с 1904 г.

Чтобы железнодорожные пути не мешали движению городского транспорта и пешеходов, над набережными Обводного канала и Боровой были построены путепроводы. Поезда подходят к вокзалу по насыпи на уровне второго этажа.
Для начала прошлого века этот вокзал стал торжеством и олицетворением прогресса: электрическое освещение, транспортеры, лифт для пассажиров, багажная подъемная машина.

Здание вокзала является объектом культурного наследия народов России и охраняется государством.

В 2014 году у входа в вокзальный комплекс появилась скульптурная композиция – солдаты на подножке вагона, так как с Витебского уходили эшелоны на фронты Первой мировой.

Кстати, вокзал не всегда был Витебским. В 1918 году он стал Детскосельским в связи с переименованием Царского села. А в 1935 – Витебским по названию конечной точки маршрута. 

Витебский вокзал – единственный в Санкт-Петербурге сохранил первозданный архитектурный облик и интерьеры царских времён. Ну как тут не разыграться воображению режиссеров исторических блокбастеров!

Залы и платформа Витебского вокзала, обладающие особой атмосферой и историческим соответствием эпохе конца XIX – начала XX века, становятся съёмочной площадкой в советское время. Здесь проходили съёмки более 100 кинопроектов. 
На вокзале снимали фильмы «Вокзал для двоих», «Шерлок Холмс», «Анна Каренина», «Троцкий», «Брат», «Серебряные коньки». 

В 2021 году вокзал принимал героев исторических кинокартин. Были сняты фильм о поэте Сергее Есенине (режиссёр Клим Шипенко) и о неподражаемой актрисе Фаине Раневской (режиссёр Дмитрий Петрунь).

Через перрон бывшего Царскосельского вокзала проходили герои «Начальника Чукотки» Виталия Мельникова. 

Отсюда же Холмс с Ватсоном уезжали «на континент» от зловещего профессора Мориарти в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980, реж. Игорь Масленников) и «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры» (1983, реж. Игорь Масленников). Тогда вокзал изображал своего лондонского собрата «Викторию», а затем «Паддингтон». Кстати, великий сыщик «засветился» не только на вокзале. 

Шерлок и Ватсон, а также бульдог по кличке Тори бежали по утренним лондонским улицам — на Каменном острове. Майкрофт Холмс наблюдал за подозрительным маркёром у себя в клубе «Диоген» — в Доме учёных на Дворцовой набережной. Очаровательная мисс Мердстон назначила Холмсу и Ватсону свидание у театра «Лицеум», он же училище барона Штиглица. Оранжерея у Таврического сада изображала Лоусорский пассаж. А в «Белой гвардии» Сергея Снежкина (2010) вокзал стал штабом белогвардейцев. Фильмы в стиле ретро, картины советского периода и кино из жизни 90-х — интерьер Витебского вокзала подходит для картин любого плана. 

Возвращаясь к «Вокзалу для двоих» (реж. Э. Рязанов, 1982), вспомним, что именно в интерьерах Витебского страдал герой Олега Басилашвили Платон Рябинин, оказавшийся в плену у железнодорожной романтики. Хотя Рязанов поместил героя в абстрактный Заступинск. Работал на железнодорожной площадке постоянный оператор Эльдара Рязанова Вадим Алисов, сумевший профессионально и очень точно использовать естественное освещение Витебского вокзала. Но в итоге одного вокзала Эльдару Рязанову не хватило, и в кадре их целых три, что неосведомленный зритель и не заметит.
Ну и культовый «Брат» Алексея Балабанова (1997) тоже не обошел стороной нашего архитектурного героя. Данила Багров прибывает в Санкт-Петербург как раз на Витебский вокзал, и по идее ему должен был бы открыться культурный Петербург, а не то, как все получилось в итоге. 

Мы уже упоминали съемки «Анны Карениной». Но ее здесь экранизировали дважды - 
Сергей Соловьев и Карен Шахназаров. Кто знает, может быть и вы, попав однажды на этот знаменитый вокзал, возьмете в руки записывающее устройство и снимете свой культовый фильм, пусть даже на смартфон.

Витебский вокзал
Санкт-Петербург – один из самых кинематографичных городов России. Его центр настолько органичен и привлекателен, что режиссеры и операторы просто не могут пройти мимо, погружая героев фильмов в антураж петровской эпохи и дворы-колодцы, в которых живет достоевщина и улицы разбитых фонарей. Но даже в этом ряду Витебский вокзал стоит особняком. В 2022 году он отпраздновал свое 185-тилетие. Хотя тогда на этом месте стояло совсем другое здание. Витебский вокзал, один из пяти действующих вокзалов северной столицы, старейший в Санкт-Петербурге и первый, открывшийся в России. Ветка, соединившая в 1837 году Царское Село и Петербург, стала первой в стране железной дорогой общественного пользования.

Санкт-Петербург – один из самых кинематографичных городов России. Его центр настолько органичен и привлекателен, что режиссеры и операторы просто не могут пройти мимо, погружая героев фильмов в антураж петровской эпохи и дворы-колодцы, в которых живет достоевщина и улицы разбитых фонарей.
Но даже в этом ряду Витебский вокзал стоит особняком. В 2022 году он отпраздновал свое 185-тилетие. Хотя тогда на этом месте стояло совсем другое здание.
Витебский вокзал, один из пяти действующих вокзалов северной столицы, старейший в Санкт-Петербурге и первый, открывшийся в России. Ветка, соединившая в 1837 году Царское Село и Петербург, стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. 

Деревянную станцию по проекту архитектора Константина Тона открыли в присутствии Николая I 30 октября 1837 года, когда первый российский поезд, получивший название «Проворный», отправился со своей платформы в императорскую резиденцию в Царском Селе. Его копию и сегодня можно увидеть в вокзале, как и царский павильон с мраморным бюстом Николая I. Вокзал несколько раз перестраивали, расширяли, сделали каменным, пока он не принял всем теперь хорошо знакомый вид.

В 1904 году было построено новое здание в стиле модерн. Над его проектом работала группа архитекторов во главе со Станиславом Бржозовским. Здание получилось воздушным и светлым, как и задумывали его создатели. 

Большие полукруглые окна, высокие арки, широкие лестницы, купол, квадратная башня с часами. Расписные стены с сюжетами из истории Царскосельской железной дороги.
Часы, располагающиеся внутри здания вокзала, изготовлены заводом Вагнера (Carl Theodor Wagner) в Висбадене (Германия). Карл Вагнер и Генрих Грау разработали собственную систему, основанную на электромагнитном принципе (патент 1881 года). Часы вестибюля 1-2 класса являются «вторичными», циферблат и часовой механизм оригинальные, работают без сбоев с 1904 г.

Чтобы железнодорожные пути не мешали движению городского транспорта и пешеходов, над набережными Обводного канала и Боровой были построены путепроводы. Поезда подходят к вокзалу по насыпи на уровне второго этажа.
Для начала прошлого века этот вокзал стал торжеством и олицетворением прогресса: электрическое освещение, транспортеры, лифт для пассажиров, багажная подъемная машина.

Здание вокзала является объектом культурного наследия народов России и охраняется государством.

В 2014 году у входа в вокзальный комплекс появилась скульптурная композиция – солдаты на подножке вагона, так как с Витебского уходили эшелоны на фронты Первой мировой.

Кстати, вокзал не всегда был Витебским. В 1918 году он стал Детскосельским в связи с переименованием Царского села. А в 1935 – Витебским по названию конечной точки маршрута. 

Витебский вокзал – единственный в Санкт-Петербурге сохранил первозданный архитектурный облик и интерьеры царских времён. Ну как тут не разыграться воображению режиссеров исторических блокбастеров!

Залы и платформа Витебского вокзала, обладающие особой атмосферой и историческим соответствием эпохе конца XIX – начала XX века, становятся съёмочной площадкой в советское время. Здесь проходили съёмки более 100 кинопроектов. 
На вокзале снимали фильмы «Вокзал для двоих», «Шерлок Холмс», «Анна Каренина», «Троцкий», «Брат», «Серебряные коньки». 

В 2021 году вокзал принимал героев исторических кинокартин. Были сняты фильм о поэте Сергее Есенине (режиссёр Клим Шипенко) и о неподражаемой актрисе Фаине Раневской (режиссёр Дмитрий Петрунь).

Через перрон бывшего Царскосельского вокзала проходили герои «Начальника Чукотки» Виталия Мельникова. 

Отсюда же Холмс с Ватсоном уезжали «на континент» от зловещего профессора Мориарти в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980, реж. Игорь Масленников) и «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры» (1983, реж. Игорь Масленников). Тогда вокзал изображал своего лондонского собрата «Викторию», а затем «Паддингтон». Кстати, великий сыщик «засветился» не только на вокзале. 

Шерлок и Ватсон, а также бульдог по кличке Тори бежали по утренним лондонским улицам — на Каменном острове. Майкрофт Холмс наблюдал за подозрительным маркёром у себя в клубе «Диоген» — в Доме учёных на Дворцовой набережной. Очаровательная мисс Мердстон назначила Холмсу и Ватсону свидание у театра «Лицеум», он же училище барона Штиглица. Оранжерея у Таврического сада изображала Лоусорский пассаж. А в «Белой гвардии» Сергея Снежкина (2010) вокзал стал штабом белогвардейцев. Фильмы в стиле ретро, картины советского периода и кино из жизни 90-х — интерьер Витебского вокзала подходит для картин любого плана. 

Возвращаясь к «Вокзалу для двоих» (реж. Э. Рязанов, 1982), вспомним, что именно в интерьерах Витебского страдал герой Олега Басилашвили Платон Рябинин, оказавшийся в плену у железнодорожной романтики. Хотя Рязанов поместил героя в абстрактный Заступинск. Работал на железнодорожной площадке постоянный оператор Эльдара Рязанова Вадим Алисов, сумевший профессионально и очень точно использовать естественное освещение Витебского вокзала. Но в итоге одного вокзала Эльдару Рязанову не хватило, и в кадре их целых три, что неосведомленный зритель и не заметит.
Ну и культовый «Брат» Алексея Балабанова (1997) тоже не обошел стороной нашего архитектурного героя. Данила Багров прибывает в Санкт-Петербург как раз на Витебский вокзал, и по идее ему должен был бы открыться культурный Петербург, а не то, как все получилось в итоге. 

Мы уже упоминали съемки «Анны Карениной». Но ее здесь экранизировали дважды - 
Сергей Соловьев и Карен Шахназаров. Кто знает, может быть и вы, попав однажды на этот знаменитый вокзал, возьмете в руки записывающее устройство и снимете свой культовый фильм, пусть даже на смартфон.