«Кинокарта России» Кино-Театр.Ру объединяет все важные локации российского кинематографа.
Подробнее ››
 
 
Лонгрид
Посмотреть на странице
Посмотреть на карте
Чукотский полуостров
Россия, Чукотский автономный округ
О том, как удивительна и сурова территория Чукотки, омываемой одновременно Тихим и Северно-Ледовитым океанами, наверняка слышали или догадываются многие, но далеко не каждому суждено увидеть это воочию. Даже в кино зачастую полуостров «играют» другие локации: например, классическую комедию «Начальник Чукотки» (1967), где стоило бы ожидать соответствующие пейзажи, снимался на самом деле в Мурманской области, возле горного массива Хибины.

О том, как удивительна и сурова территория Чукотки, омываемой одновременно Тихим и Северно-Ледовитым океанами, наверняка слышали или догадываются многие, но далеко не каждому суждено увидеть это воочию. Даже в кино зачастую полуостров «играют» другие локации: например, классическую комедию «Начальник Чукотки» (1967), где стоило бы ожидать соответствующие пейзажи, снимался на самом деле в Мурманской области, возле горного массива Хибины.

Зато можно с уверенностью утверждать, что каждая экспедиция кинематографистов на Чукотку — настоящее событие: не только для местных жителей, но и для съемочной группы. Один из самых известных фильмов, полностью снятых на Чукотке, — «Как я провел этим летом» (2010) Алексея Попогребского. Работа над напряженной драмой с Сергеем Пускепалисом и Григорием Добрыгиным велась в течение трех летних месяцев на станции Валькаркай (Чаунский район Чукотского автономного округа), а также на мысе Шелагский — самой северной точке Чукотки. Это девять километров суши, пронзающих Восточно-Сибирское море. Двое мужчин разного возраста и семейного статуса оказываются изолированы от внешнего мира на вымышленном острове Аарчым (его назвали в честь лайки, жившей на станции Валкарай). На Берлинском кинофестивале картину отметили призами за актерскую игру (сразу и Добрыгину, и Пускепалису), а также за выдающуюся операторскую работу (Павел Костомаров).

Кстати, Григорий Добрыгин через пять лет вернулся на Чукотку: часть сцен приключенческой драмы «Территория» Александра Мельника снималась в бухте Провидения. Основной съемочный процесс происходил на плато Плуторана в Красноярском крае, но на берегу Берингова моря построили настоящий геологический лагерь. Фильм поставлен по роману Олега Куваева и посвящен открытию чукотских золоторождений в 1950-е. Впрочем, история о группе энтузиастов во главе с инженером Чинковым (Константин Лавроненко) и молодым геологом Баклаковым (Добрыгин) имеет и философское измерение, так как демонстрирует извечный поиск чего-то недостяжимого.

Наконец, фильм «Китобой» (2020) — дебют Филиппа Юрьева — снимался в поселке Лорино, крупнейшем национальном селе Чукотского полуострова. Так режиссер решил достичь убедительности в истории взросления местного подростка Лёшки (Владимир Онохов), влюбившегося в девушку из Детройта (Кристиан Асмус), которую он увидел в Интернете. Суровный китобойный промысел и завораживающие пейзажи, производящие мистический эффект, также выводят историю на иной уровень.

Отдельно стоит рассказать о документальных картинах, описывающих самые разные аспекты чукотской жизни. Например, герои «Книги моря» (2018) Алексея Вахрушева — коренные народы, их промыслы и поверья. Режиссер работал над фильмом в течение пяти лет, несколько раз приезжал на Чукотку, чтобы снимать морских охотников, а миф «О женщине, которая родила кита» воплотил при помощи анимации. Ленту отметили на многих престижных документальных фестивалях (например, в Салониках и Лейпциге).

Историк Иван Головнев в 2020-м снял «Землю кереков» — о малочисленном коренном народе Чукотки: редчайшие артефакты керекской культуры совмещены с кадрами села Мейныпильгыно Анадырского района. А режиссер-оператор Владимир Марин, побывавший минимум в десятке морских экспедиций, снял даже две ленты: 20-минутную «Историю Чукотки» и «Как приручить медведя». Первый кратко знакомит зрителей с историей территории, второй посвящен Татьяне Миненко, которая спасает белых медвежат.

Наконец, не стоит игнорировать якутский документальный фильм «Выход» (2022), номинированный на «Оскар». Лаконичная работа Максима и Евгении Арбугаевых, брата и сестры, наглядно демонстрирует последствия глобального потепления: тысячи моржей, обычно отдыхающие на льдинах, выходят на сушу. И эта волна исполинских телес запирает в крохотной хижине морского биолога Максима Чакилева, который ежегодно проводит несколько месяцев на берегу Чукотского моря, наблюдая за этими величественными животными. Фильм также отметили в документальной секции Берлинского кинофестиваля и на смотре Dokufest.

Чукотский полуостров
О том, как удивительна и сурова территория Чукотки, омываемой одновременно Тихим и Северно-Ледовитым океанами, наверняка слышали или догадываются многие, но далеко не каждому суждено увидеть это воочию. Даже в кино зачастую полуостров «играют» другие локации: например, классическую комедию «Начальник Чукотки» (1967), где стоило бы ожидать соответствующие пейзажи, снимался на самом деле в Мурманской области, возле горного массива Хибины.

О том, как удивительна и сурова территория Чукотки, омываемой одновременно Тихим и Северно-Ледовитым океанами, наверняка слышали или догадываются многие, но далеко не каждому суждено увидеть это воочию. Даже в кино зачастую полуостров «играют» другие локации: например, классическую комедию «Начальник Чукотки» (1967), где стоило бы ожидать соответствующие пейзажи, снимался на самом деле в Мурманской области, возле горного массива Хибины.

Зато можно с уверенностью утверждать, что каждая экспедиция кинематографистов на Чукотку — настоящее событие: не только для местных жителей, но и для съемочной группы. Один из самых известных фильмов, полностью снятых на Чукотке, — «Как я провел этим летом» (2010) Алексея Попогребского. Работа над напряженной драмой с Сергеем Пускепалисом и Григорием Добрыгиным велась в течение трех летних месяцев на станции Валькаркай (Чаунский район Чукотского автономного округа), а также на мысе Шелагский — самой северной точке Чукотки. Это девять километров суши, пронзающих Восточно-Сибирское море. Двое мужчин разного возраста и семейного статуса оказываются изолированы от внешнего мира на вымышленном острове Аарчым (его назвали в честь лайки, жившей на станции Валкарай). На Берлинском кинофестивале картину отметили призами за актерскую игру (сразу и Добрыгину, и Пускепалису), а также за выдающуюся операторскую работу (Павел Костомаров).

Кстати, Григорий Добрыгин через пять лет вернулся на Чукотку: часть сцен приключенческой драмы «Территория» Александра Мельника снималась в бухте Провидения. Основной съемочный процесс происходил на плато Плуторана в Красноярском крае, но на берегу Берингова моря построили настоящий геологический лагерь. Фильм поставлен по роману Олега Куваева и посвящен открытию чукотских золоторождений в 1950-е. Впрочем, история о группе энтузиастов во главе с инженером Чинковым (Константин Лавроненко) и молодым геологом Баклаковым (Добрыгин) имеет и философское измерение, так как демонстрирует извечный поиск чего-то недостяжимого.

Наконец, фильм «Китобой» (2020) — дебют Филиппа Юрьева — снимался в поселке Лорино, крупнейшем национальном селе Чукотского полуострова. Так режиссер решил достичь убедительности в истории взросления местного подростка Лёшки (Владимир Онохов), влюбившегося в девушку из Детройта (Кристиан Асмус), которую он увидел в Интернете. Суровный китобойный промысел и завораживающие пейзажи, производящие мистический эффект, также выводят историю на иной уровень.

Отдельно стоит рассказать о документальных картинах, описывающих самые разные аспекты чукотской жизни. Например, герои «Книги моря» (2018) Алексея Вахрушева — коренные народы, их промыслы и поверья. Режиссер работал над фильмом в течение пяти лет, несколько раз приезжал на Чукотку, чтобы снимать морских охотников, а миф «О женщине, которая родила кита» воплотил при помощи анимации. Ленту отметили на многих престижных документальных фестивалях (например, в Салониках и Лейпциге).

Историк Иван Головнев в 2020-м снял «Землю кереков» — о малочисленном коренном народе Чукотки: редчайшие артефакты керекской культуры совмещены с кадрами села Мейныпильгыно Анадырского района. А режиссер-оператор Владимир Марин, побывавший минимум в десятке морских экспедиций, снял даже две ленты: 20-минутную «Историю Чукотки» и «Как приручить медведя». Первый кратко знакомит зрителей с историей территории, второй посвящен Татьяне Миненко, которая спасает белых медвежат.

Наконец, не стоит игнорировать якутский документальный фильм «Выход» (2022), номинированный на «Оскар». Лаконичная работа Максима и Евгении Арбугаевых, брата и сестры, наглядно демонстрирует последствия глобального потепления: тысячи моржей, обычно отдыхающие на льдинах, выходят на сушу. И эта волна исполинских телес запирает в крохотной хижине морского биолога Максима Чакилева, который ежегодно проводит несколько месяцев на берегу Чукотского моря, наблюдая за этими величественными животными. Фильм также отметили в документальной секции Берлинского кинофестиваля и на смотре Dokufest.

Внимание! В мобильной версии на каждой странице вы можете переключаться между списком (или текстом) и картой. Кнопки переключения расположены вверху, справа от заголовка страницы.
Понятно