«Кинокарта России» Кино-Театр.Ру объединяет все важные локации российского кинематографа.
Подробнее ››
 
 
Лонгрид
Посмотреть на странице
Посмотреть на карте
Кинотеатр «Художественный»
г Москва, Арбатская пл, д 14 стр 1
«Художественный» - один из старейших кинотеатров мира, имеющий более чем столетнюю историю кинопоказа. Был открыт в ноябре 1909 года под именем «Художественный электро-театр». Здание подвергалось перестройке, реставрации, реконструкции, находилось под бомбежкой, должно было быть снесено, но не просто выжило, а продолжает действовать и по сей день в том качестве, в котором было построено.

«Художественный» - один из старейших кинотеатров мира, имеющий более чем столетнюю историю кинопоказа. Был открыт в ноябре 1909 года под именем «Художественный электро-театр». Здание подвергалось перестройке, реставрации, реконструкции, находилось под бомбежкой, должно было быть снесено, но не просто выжило, а продолжает действовать и по сей день в том качестве, в котором было построено.

Владельцем и основателем кинотеатра был прусский подданный, миллионщик Роберт Альберт Брокш, управляющий Варваринским акционерным обществом домовладельцев. Участок земли на Арбатской площади, принадлежавший этой муниципальной структуре, был отведен для строительства. Площадь и поныне имеет то же название, и нынешний почтовый адрес «Художественного» Москва, Арбатская площадь, 14.

Конечно, в Москве и тогда была масса кинотеатров, их организовывали в любой подворотне. Достаточно было помещения с крышей и простыней на стене, перед ней ставили киноаппарат и крутили фильмы. «Художественный» стал первым кинотеатром, выстроенным специально для показа кино. В документах он значился как «Синематограф Брокша». Здание было построено по проекту архитектора Николая Благовещенского, воплотившего в начале века свои идеи во множестве подмосковных храмов, школ и других церковных и светских учреждений. Также он был автором нескольких корпусов электростанции на Раушской набережной. Первый «Художественный» был совсем не похожим на нынешний: одноэтажный, с куполом, он напоминал, скорее, дворец с пилястрами и колоннами.

«Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном, грандиозный экран в светящемся гроте. Оркестровые и симфонические антракты», - так писали о электро-театре газеты того времени. Самыми первыми фильмами, демонстрировавшимися в кинотеатре были парижская драма «Жоржетта», а также мелодрамы «Ангел примирения» и «Посмертное желание матери». Билеты можно было заказать доставкой на дом.  

Довольно скоро, в 1912–1913 годах, здание перестроили по проекту Франца Шехтеля, одного из лучших и авторитетнейших архитекторов Москвы того времени. Видимо, прежний стиль казался Брокшу слишком устаревшим, хотя было странно менять все здание буквально через три года после постройки. Но помимо нового стиля модерн увеличилось количество посадочных мест до 900, на фасаде появились лампочки и большие яркие афиши. Внутри же были дубовые полы, росписи на потолке, прекрасные люстры. Как в настоящем театре, в «Художественном» появился вестибюль с гардеробом и просторное фойе с буфетом и небольшой сценой для выступлений музыкантов. Там же, в фойе, стоял рояль, который Шехтель собственноручно покупал в Германии. Репертуар тоже старались держать на высоком уровне.

До самой Октябрьской революции «Художественный» был главным кинотеатром «первого экрана». После вооруженного восстания 1917 года в стенах синематографа большевики проводили свои митинги и собрания. Скорее всего, Брокш пускал их сюда, опасаясь, что иначе кинотеатр разрушат. Но это не помогло: 27 августа 1919 года, который теперь отмечается как «День российского кино» по соответствующему декрету Ленина кинематограф был национализирован, кинотеатр у Брокша отобрали и превратили в ведущую площадку Госкино.

Именно здесь, в «Художественном» проходили главнейшие премьеры советского кино. В 1926 году для рекламы фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» на фасаде укрепили макет корабля, а в дальнейшем крупные афиши фильмов прочно заняли место между ризалитами, а вывеска «Кинотеатр Художественный» была перенесена на кромку крыши. Новейшее оборудование кинотеатра позволяло показывать здесь впоследствии и звуковые фильмы. В 1931 году первым из них стала картина «Путевка в жизнь», после чего была закрыта ставшая ненужной оркестровая яма, а в партер добавились новые ряды.

Во время Великой отечественной войны кинотеатр продолжал работать, хотя в декабре 1941 года бомба попала в соседний дом и повредила также и кинотеатр. При восстановлении кинотеатр получил еще один, северный фасад, отделанный пилястрами. Облик площади и окрестностей вокруг «Художественного» менялся с годами необычайно, а кинотеатр продолжал стоять и почти нетронутым, разве что в середине 1950-х исчез лепной декор, украшавший его главный фасад. В таком виде кинотеатр просуществовал более полувека до новой реконструкции. Теперь же реставраторы восстановили маскароны над дверьми и барельефы в люнетах, и мы видим старейший московский кинотеатр практически таким же, как увидели его горожане в 1913 году.

Реставрационные работы по восстановлению исторического облика здания по чертежам Шехтеля планировалось начать в 2010 году, но из-за кризиса они начались лишь в 2014-ом и продолжались до 2020 года. Открытие после реконструкции состоялось 9 апреля 2021 года. В настоящее время «Художественный» остается кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром с кураторский подходом в выборе репертуара.

Кинотеатр «Художественный»
«Художественный» - один из старейших кинотеатров мира, имеющий более чем столетнюю историю кинопоказа. Был открыт в ноябре 1909 года под именем «Художественный электро-театр». Здание подвергалось перестройке, реставрации, реконструкции, находилось под бомбежкой, должно было быть снесено, но не просто выжило, а продолжает действовать и по сей день в том качестве, в котором было построено.

«Художественный» - один из старейших кинотеатров мира, имеющий более чем столетнюю историю кинопоказа. Был открыт в ноябре 1909 года под именем «Художественный электро-театр». Здание подвергалось перестройке, реставрации, реконструкции, находилось под бомбежкой, должно было быть снесено, но не просто выжило, а продолжает действовать и по сей день в том качестве, в котором было построено.

Владельцем и основателем кинотеатра был прусский подданный, миллионщик Роберт Альберт Брокш, управляющий Варваринским акционерным обществом домовладельцев. Участок земли на Арбатской площади, принадлежавший этой муниципальной структуре, был отведен для строительства. Площадь и поныне имеет то же название, и нынешний почтовый адрес «Художественного» Москва, Арбатская площадь, 14.

Конечно, в Москве и тогда была масса кинотеатров, их организовывали в любой подворотне. Достаточно было помещения с крышей и простыней на стене, перед ней ставили киноаппарат и крутили фильмы. «Художественный» стал первым кинотеатром, выстроенным специально для показа кино. В документах он значился как «Синематограф Брокша». Здание было построено по проекту архитектора Николая Благовещенского, воплотившего в начале века свои идеи во множестве подмосковных храмов, школ и других церковных и светских учреждений. Также он был автором нескольких корпусов электростанции на Раушской набережной. Первый «Художественный» был совсем не похожим на нынешний: одноэтажный, с куполом, он напоминал, скорее, дворец с пилястрами и колоннами.

«Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном, грандиозный экран в светящемся гроте. Оркестровые и симфонические антракты», - так писали о электро-театре газеты того времени. Самыми первыми фильмами, демонстрировавшимися в кинотеатре были парижская драма «Жоржетта», а также мелодрамы «Ангел примирения» и «Посмертное желание матери». Билеты можно было заказать доставкой на дом.  

Довольно скоро, в 1912–1913 годах, здание перестроили по проекту Франца Шехтеля, одного из лучших и авторитетнейших архитекторов Москвы того времени. Видимо, прежний стиль казался Брокшу слишком устаревшим, хотя было странно менять все здание буквально через три года после постройки. Но помимо нового стиля модерн увеличилось количество посадочных мест до 900, на фасаде появились лампочки и большие яркие афиши. Внутри же были дубовые полы, росписи на потолке, прекрасные люстры. Как в настоящем театре, в «Художественном» появился вестибюль с гардеробом и просторное фойе с буфетом и небольшой сценой для выступлений музыкантов. Там же, в фойе, стоял рояль, который Шехтель собственноручно покупал в Германии. Репертуар тоже старались держать на высоком уровне.

До самой Октябрьской революции «Художественный» был главным кинотеатром «первого экрана». После вооруженного восстания 1917 года в стенах синематографа большевики проводили свои митинги и собрания. Скорее всего, Брокш пускал их сюда, опасаясь, что иначе кинотеатр разрушат. Но это не помогло: 27 августа 1919 года, который теперь отмечается как «День российского кино» по соответствующему декрету Ленина кинематограф был национализирован, кинотеатр у Брокша отобрали и превратили в ведущую площадку Госкино.

Именно здесь, в «Художественном» проходили главнейшие премьеры советского кино. В 1926 году для рекламы фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» на фасаде укрепили макет корабля, а в дальнейшем крупные афиши фильмов прочно заняли место между ризалитами, а вывеска «Кинотеатр Художественный» была перенесена на кромку крыши. Новейшее оборудование кинотеатра позволяло показывать здесь впоследствии и звуковые фильмы. В 1931 году первым из них стала картина «Путевка в жизнь», после чего была закрыта ставшая ненужной оркестровая яма, а в партер добавились новые ряды.

Во время Великой отечественной войны кинотеатр продолжал работать, хотя в декабре 1941 года бомба попала в соседний дом и повредила также и кинотеатр. При восстановлении кинотеатр получил еще один, северный фасад, отделанный пилястрами. Облик площади и окрестностей вокруг «Художественного» менялся с годами необычайно, а кинотеатр продолжал стоять и почти нетронутым, разве что в середине 1950-х исчез лепной декор, украшавший его главный фасад. В таком виде кинотеатр просуществовал более полувека до новой реконструкции. Теперь же реставраторы восстановили маскароны над дверьми и барельефы в люнетах, и мы видим старейший московский кинотеатр практически таким же, как увидели его горожане в 1913 году.

Реставрационные работы по восстановлению исторического облика здания по чертежам Шехтеля планировалось начать в 2010 году, но из-за кризиса они начались лишь в 2014-ом и продолжались до 2020 года. Открытие после реконструкции состоялось 9 апреля 2021 года. В настоящее время «Художественный» остается кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром с кураторский подходом в выборе репертуара.