«Кинокарта России» Кино-Театр.Ру объединяет все важные локации российского кинематографа.
Подробнее ››
 
 
Лонгрид
Посмотреть на странице
Посмотреть на карте
Горный массив Хибины (Мурманская область)
Мурманская область, горы Хибины
Не так давно насладиться природной мощью горного массива на Кольском полуострове зрители могли благодаря сериалу «Перевал Дятлова» (2020). Загадочная трагедия 1959 года, случившаяся в окрестностях горы Холатчахль, Свердловская области, возможно, не лучшая реклама для Хибин, но в случае с горами никогда нельзя расслабляться. Неслучайно с саамского языка название массива переводится как «Закрытые горы».

Не так давно насладиться природной мощью горного массива на Кольском полуострове зрители могли благодаря сериалу «Перевал Дятлова» (2020). Загадочная трагедия 1959 года, случившаяся в окрестностях горы Холатчахль, Свердловская области, возможно, не лучшая реклама для Хибин, но в случае с горами никогда нельзя расслабляться. Неслучайно с саамского языка название массива переводится как «Закрытые горы».

Есть однако у Хибин и другое прозвище — «Полярный Голливуд». Придумали его не вчера и даже не полвека назад: появилось оно благодаря многочисленным съемкам в 1930-е. В долине озера Малый Вудъявр, например, снимали драму «Северов смелых» (1935) о непростой зимовке на необитаемом арктическом острове. Зимнюю натуру Дальнего Востока в Хибинах снимали знаменитые братья Васильевы, режиссеры «Чапаева» (1934). Их второй звуковой фильм «Волочаевские дни» (1937) был посвящен партизанскому движению 1918 года, когда параллельно с гражданской войной началась сибирская интервенция Японии.

Для контраста в окрестностях Хибин снимал и сказочный классик Александр Роу: декорации для фильма «По щучьему веленью» (1938) присмотрели в Апатитах, расположенные между горным массивом и озером Имандра. В основу сценария Елизаветы Тараховской легли три народных сюжета: собственно, «По щучьему велению», а также «Царевна Несмеяна» и «Плясовая гармонь». Другой выдающийся мастер, Сергей Аполлинариевич Герасимов, чье имя с 1986 года носит ВГИК, в том же 1938-м снимал в Хибинах «Комсомольск» — о первой трудовой пятилетке и строительстве города Комсомольск-на-Амуре.

Выдающийся теоретик монтажа Лев Кулешов снимал в Кировск детский фильм «Сибиряки» (1940), а Александр Роу в 1961-м вернулся сюда, чтобы в поселке «13-й километр» снять «Ночь перед Рождеством» для экранизации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. Или Виталий Мельников, прославившийся экранизациями Александра Вампилова «Старший сын» (1975) и «Отпуск в сентябре» (1979), снимал здесь не менее популярную комедию «Начальник Чукотки» (1966).

Только в 1975 году наконец в Хибинах сняли большой фильм об этих же местах: «Лавина» Николая Кошелева и Валентина Морозова по мотивам повести «Хибинская Спарта» рассказывает о тех, кто покорял тундру в 1930-е. Следом Владимир Бортко, еще не успевший экранизировать «Собачье сердце» (1988), снял в Хибинах и Кировске «Комиссия по расследованию» (1978) — фильм-катастрофу об аварии на Северной АЭС, чью роль исполнила Кольская АЭС.

После распада СССР интерес кинематографистов к натуре Хибин не ослаб: Александр Рогожкин, уже ставший народным режиссером после «Особенностей национальной охоты» (1995) и «Особенностей национальной рыбалки» (1998), снял в центре Хибин, на горной вершине Куэльпорр при долине реки Кунийок «Кукушку» (2002). 1944 год, судьба сводит финского студента-солдата Вейкко (Вилле Хаапасало) и капитана Красной армии Ивана (Виктор Бычков) под крышей жилища саамки Анны (Анни-Кристина Юусо).

В XXI веке здесь снимают едва ли не больше, чем в 1930-е — и так же в разных жанрах. Эпизодически Хибины появляются и в 12-серийном телефильме Николая Досталя «Завещание Ленина» (2007), и в остросоциальной притче Андрея Звягинцева «Левиафан» (2014), и мистическом многосерийном детективе «Мертвое озеро» (2019), и спортивной драме Николая Хомерики «Белый снег» (2020), и трагикомедии «Везёт» (2021).

Заезжали и иностранные режиссеры: Ренни Харлин, постановщик второго «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом и «Скалолаза» с Сильвестром Сталлоне, снимал в 2013-м «Тайну перевала Дятлова», чья потусторонняя интерпретация событий разочаровала большинство зрителей. В этом смысле версия Валерия Федоровича, Евгения Никишова и Павла Костомарова получилась более убедительной: сериал 2020 года не только демонстрирует захватывающе-опасные просторы «Закрытых гор» и стилизует сцены из 1959-го под оттепельное кино, но и предлагает целый массив трактовок. Как в настоящем путешествии по неизведанным местам, зрителям предстоит самим выбрать маршрут и соотнести риски.

Горный массив Хибины (Мурманская область)
Не так давно насладиться природной мощью горного массива на Кольском полуострове зрители могли благодаря сериалу «Перевал Дятлова» (2020). Загадочная трагедия 1959 года, случившаяся в окрестностях горы Холатчахль, Свердловская области, возможно, не лучшая реклама для Хибин, но в случае с горами никогда нельзя расслабляться. Неслучайно с саамского языка название массива переводится как «Закрытые горы».

Не так давно насладиться природной мощью горного массива на Кольском полуострове зрители могли благодаря сериалу «Перевал Дятлова» (2020). Загадочная трагедия 1959 года, случившаяся в окрестностях горы Холатчахль, Свердловская области, возможно, не лучшая реклама для Хибин, но в случае с горами никогда нельзя расслабляться. Неслучайно с саамского языка название массива переводится как «Закрытые горы».

Есть однако у Хибин и другое прозвище — «Полярный Голливуд». Придумали его не вчера и даже не полвека назад: появилось оно благодаря многочисленным съемкам в 1930-е. В долине озера Малый Вудъявр, например, снимали драму «Северов смелых» (1935) о непростой зимовке на необитаемом арктическом острове. Зимнюю натуру Дальнего Востока в Хибинах снимали знаменитые братья Васильевы, режиссеры «Чапаева» (1934). Их второй звуковой фильм «Волочаевские дни» (1937) был посвящен партизанскому движению 1918 года, когда параллельно с гражданской войной началась сибирская интервенция Японии.

Для контраста в окрестностях Хибин снимал и сказочный классик Александр Роу: декорации для фильма «По щучьему веленью» (1938) присмотрели в Апатитах, расположенные между горным массивом и озером Имандра. В основу сценария Елизаветы Тараховской легли три народных сюжета: собственно, «По щучьему велению», а также «Царевна Несмеяна» и «Плясовая гармонь». Другой выдающийся мастер, Сергей Аполлинариевич Герасимов, чье имя с 1986 года носит ВГИК, в том же 1938-м снимал в Хибинах «Комсомольск» — о первой трудовой пятилетке и строительстве города Комсомольск-на-Амуре.

Выдающийся теоретик монтажа Лев Кулешов снимал в Кировск детский фильм «Сибиряки» (1940), а Александр Роу в 1961-м вернулся сюда, чтобы в поселке «13-й километр» снять «Ночь перед Рождеством» для экранизации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. Или Виталий Мельников, прославившийся экранизациями Александра Вампилова «Старший сын» (1975) и «Отпуск в сентябре» (1979), снимал здесь не менее популярную комедию «Начальник Чукотки» (1966).

Только в 1975 году наконец в Хибинах сняли большой фильм об этих же местах: «Лавина» Николая Кошелева и Валентина Морозова по мотивам повести «Хибинская Спарта» рассказывает о тех, кто покорял тундру в 1930-е. Следом Владимир Бортко, еще не успевший экранизировать «Собачье сердце» (1988), снял в Хибинах и Кировске «Комиссия по расследованию» (1978) — фильм-катастрофу об аварии на Северной АЭС, чью роль исполнила Кольская АЭС.

После распада СССР интерес кинематографистов к натуре Хибин не ослаб: Александр Рогожкин, уже ставший народным режиссером после «Особенностей национальной охоты» (1995) и «Особенностей национальной рыбалки» (1998), снял в центре Хибин, на горной вершине Куэльпорр при долине реки Кунийок «Кукушку» (2002). 1944 год, судьба сводит финского студента-солдата Вейкко (Вилле Хаапасало) и капитана Красной армии Ивана (Виктор Бычков) под крышей жилища саамки Анны (Анни-Кристина Юусо).

В XXI веке здесь снимают едва ли не больше, чем в 1930-е — и так же в разных жанрах. Эпизодически Хибины появляются и в 12-серийном телефильме Николая Досталя «Завещание Ленина» (2007), и в остросоциальной притче Андрея Звягинцева «Левиафан» (2014), и мистическом многосерийном детективе «Мертвое озеро» (2019), и спортивной драме Николая Хомерики «Белый снег» (2020), и трагикомедии «Везёт» (2021).

Заезжали и иностранные режиссеры: Ренни Харлин, постановщик второго «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом и «Скалолаза» с Сильвестром Сталлоне, снимал в 2013-м «Тайну перевала Дятлова», чья потусторонняя интерпретация событий разочаровала большинство зрителей. В этом смысле версия Валерия Федоровича, Евгения Никишова и Павла Костомарова получилась более убедительной: сериал 2020 года не только демонстрирует захватывающе-опасные просторы «Закрытых гор» и стилизует сцены из 1959-го под оттепельное кино, но и предлагает целый массив трактовок. Как в настоящем путешествии по неизведанным местам, зрителям предстоит самим выбрать маршрут и соотнести риски.