«Кинокарта России» Кино-Театр.Ру объединяет все важные локации российского кинематографа.
Подробнее ››
 
 
Лонгрид
Посмотреть на странице
Посмотреть на карте
Петропавловская крепость
г Санкт-Петербург, тер Петропавловская Крепость, д 3
Старейший архитектурный памятник Санкт-Петербурга, основание которого одновременно считается и днем основания города (27 мая 1703 года). Как все, конечно, помнят, город построил Петр I на земле, отвоеванной у шведов. План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном.

Старейший архитектурный памятник Санкт-Петербурга, основание которого одновременно считается и днем основания города (27 мая 1703 года). 
Как все, конечно, помнят, город построил Петр I на земле, отвоеванной у шведов. План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном.

Закладывая фортецию, Петр использовал каждый метр Заячьего острова, чтобы противнику было попросту негде высадиться, если бы он задумал штурм десантом.
Петропавловская — первая в России крепость бастионного типа. Построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей.

При этом она не участвовала ни в одном сражении. Но гарнизон крепости всегда находился во всеоружии и был готов к любому развитию событий. Да и создавали это воинское подразделение для защиты земель, завоеванных в Северной войне. Изначально деревянные, а впоследствии каменные стены высотой 12 и шириной 20 метров были под защитой 60 орудий на каждом бастионе. Но и в прежние времена, и сегодня, пушки Петропавловки стреляют только в мирных целях, чаще напоминая жителям время или приветствуя высоких гостей.

А вот крепостные стены снискали себе совсем иную, печальную славу и не раз становились казематом для политических заключенных. В разные годы в Петропавловке ждали своей участи декабристы, народовольцы, литераторы: братья Бестужевы, Николай Чернышевский, Федор Достоевский, Александр Радищев. Один из первых именитых узников — сын основателя крепости царевич Алексей. А самая загадочная история крепости-каземата связана с заточением княжны Таракановой. Все эти сюжеты были отыграны в той или иной степени в кино, а сама крепость служила и служит естественной декорацией для многих отечественных фильмов. Впрочем, иногда она играет в кино и чужие роли.

Архитектурный ансамбль Заячьего острова уже появлялся в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) как уездный город N., «Острове сокровищ» Владимира Воробьева (1982), где сыграла роль английского порта Бристоль. В случае с экранизацией Стивенсона пристань снимали на берегу Невы, за Невскими воротами крепости, а площадь и таверну — в Государевом бастионе. На экране все действие продолжается чуть более пяти минут, но съемки заняли несколько дней,
А еще были «Нос», «Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов» и популярнейшая комедия «Невероятные приключения итальянцев в России». А также «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой (1988) и другие.
Вероятно, одни из первых съемок прошли здесь еще в 1923 году. Это был фильм «Дворец и крепость» (реж. Александр Ивановский).

«В равелинах Петропавловской крепости русское самодержавие томило своих врагов. На другом берегу Невы — Зимний дворец» — этими титрами начинается фильм.
И действительно, два равно значимых полюса определяют пространство Петербурга в этой картине. С одной стороны — дворец угнетателей, с другой — тюрьма угнетенных. Где-то рядом затерялась уютная квартирка революционно настроенного юнкера Бейдемана, его матушки и сестры. А неподалеку — имение помещика Лагутина, где Бейдеман ухаживал за его дочерью Верой, соперничая с коварным князем Куракиным. Но история о том, как Вере пришлось жить «не с милым, а с постылым», не слишком занимала создателей фильма. Сердечные дела героев отступают перед той непримиримой войной, которую ведут дворец и крепость.

Зимний Петербург погрузился в ужас страха и террора. Это вам не романтический Фандорин, который ищет бомбистов и восхищает зрителей. Здесь все иначе – мрачнее и безнадежнее.

То народовольцы карету с царём подорвут, то власть в ответ начинает жестокую охоту на врагов самодержавия. Опять же вспоминаем Фандорина. Совсем иной подход и оценка событий, и даже сочувствие к бомбистам, которым задурили голову революционеры.
А в равелине Петропавловской крепости вот уже двадцатый год томится Бейдеман — страшный, состарившийся, сумасшедший. Запоздалое освобождение не облегчает его участи: Бейдеман не в состоянии его даже осознать. Встретившись случайно в больнице, они с Верой чудом узнают друг друга — и тут же умирают, обессиленные нежданным свиданием. Беды в прошлом не приносят им счастья и в светлом настоящем. Их участь по замыслу режиссера предопределена. 

Иначе построен сюжет лирической трагедии о декабристах «Звезда пленительного счастья» (1975, реж. Владимир Мотыль).

Между исполнителями главных ролей в фильме и реальными декабристами ни малейшего портретного сходства. Янковский, Стриженов и Баталов — это, конечно, не Рылеев, Волконский и Трубецкой. В костюмах декабристов — герои своего времени.
И Петербург в фильме тоже не пушкинский и не декабристский.

Городские пейзажи современны. Казанский собор, Медный всадник, Петропавловская крепость, — всё это выглядит так же, как и через 150 лет.

Лишь Сенатская площадь во французских диалогах иногда названа по-старинному — Петровской площадью. Сине-зелёный Зимний дворец возникает в кадре не раз и не два, хотя хорошо известно, что во времена Пушкина он был бледно-жёлтым и нынешний облик обрёл только в 1940-х. Но зрителю это не важно. Он влюбляется в играющего главную роль Игоря Костолевского, и ему не так важны декорации. На первый план выходит любовь, которую не омрачает даже суровый вид Петропавловки.

«Декабристская» история разыгрывается в Ленинграде 1970-х. Под «Песенку кавалергарда» Булата Окуджавы ленинградские интеллигенты воплощают в жизнь свою заветную мечту — с честью совершают подвиг противостояния. Шестидесятники и диссиденты брежневской эпохи сопоставляют себя с декабристами. И застенки, гибель – это своего рода символизм и дань эпохе, когда эзопов язык чувствовался во всем, даже если его не предполагал автор. Тайное общество — это не историческое дело, а дело личной совести. 

Многие фильмы не обошлись без Петропавловки. Она страшит и притягивает, напоминает и восхищает. А затем очередной залп пушки и крик: «Мотор! Начали!»

Петропавловская крепость
Старейший архитектурный памятник Санкт-Петербурга, основание которого одновременно считается и днем основания города (27 мая 1703 года). Как все, конечно, помнят, город построил Петр I на земле, отвоеванной у шведов. План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном.

Старейший архитектурный памятник Санкт-Петербурга, основание которого одновременно считается и днем основания города (27 мая 1703 года). 
Как все, конечно, помнят, город построил Петр I на земле, отвоеванной у шведов. План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном.

Закладывая фортецию, Петр использовал каждый метр Заячьего острова, чтобы противнику было попросту негде высадиться, если бы он задумал штурм десантом.
Петропавловская — первая в России крепость бастионного типа. Построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей.

При этом она не участвовала ни в одном сражении. Но гарнизон крепости всегда находился во всеоружии и был готов к любому развитию событий. Да и создавали это воинское подразделение для защиты земель, завоеванных в Северной войне. Изначально деревянные, а впоследствии каменные стены высотой 12 и шириной 20 метров были под защитой 60 орудий на каждом бастионе. Но и в прежние времена, и сегодня, пушки Петропавловки стреляют только в мирных целях, чаще напоминая жителям время или приветствуя высоких гостей.

А вот крепостные стены снискали себе совсем иную, печальную славу и не раз становились казематом для политических заключенных. В разные годы в Петропавловке ждали своей участи декабристы, народовольцы, литераторы: братья Бестужевы, Николай Чернышевский, Федор Достоевский, Александр Радищев. Один из первых именитых узников — сын основателя крепости царевич Алексей. А самая загадочная история крепости-каземата связана с заточением княжны Таракановой. Все эти сюжеты были отыграны в той или иной степени в кино, а сама крепость служила и служит естественной декорацией для многих отечественных фильмов. Впрочем, иногда она играет в кино и чужие роли.

Архитектурный ансамбль Заячьего острова уже появлялся в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) как уездный город N., «Острове сокровищ» Владимира Воробьева (1982), где сыграла роль английского порта Бристоль. В случае с экранизацией Стивенсона пристань снимали на берегу Невы, за Невскими воротами крепости, а площадь и таверну — в Государевом бастионе. На экране все действие продолжается чуть более пяти минут, но съемки заняли несколько дней,
А еще были «Нос», «Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов» и популярнейшая комедия «Невероятные приключения итальянцев в России». А также «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой (1988) и другие.
Вероятно, одни из первых съемок прошли здесь еще в 1923 году. Это был фильм «Дворец и крепость» (реж. Александр Ивановский).

«В равелинах Петропавловской крепости русское самодержавие томило своих врагов. На другом берегу Невы — Зимний дворец» — этими титрами начинается фильм.
И действительно, два равно значимых полюса определяют пространство Петербурга в этой картине. С одной стороны — дворец угнетателей, с другой — тюрьма угнетенных. Где-то рядом затерялась уютная квартирка революционно настроенного юнкера Бейдемана, его матушки и сестры. А неподалеку — имение помещика Лагутина, где Бейдеман ухаживал за его дочерью Верой, соперничая с коварным князем Куракиным. Но история о том, как Вере пришлось жить «не с милым, а с постылым», не слишком занимала создателей фильма. Сердечные дела героев отступают перед той непримиримой войной, которую ведут дворец и крепость.

Зимний Петербург погрузился в ужас страха и террора. Это вам не романтический Фандорин, который ищет бомбистов и восхищает зрителей. Здесь все иначе – мрачнее и безнадежнее.

То народовольцы карету с царём подорвут, то власть в ответ начинает жестокую охоту на врагов самодержавия. Опять же вспоминаем Фандорина. Совсем иной подход и оценка событий, и даже сочувствие к бомбистам, которым задурили голову революционеры.
А в равелине Петропавловской крепости вот уже двадцатый год томится Бейдеман — страшный, состарившийся, сумасшедший. Запоздалое освобождение не облегчает его участи: Бейдеман не в состоянии его даже осознать. Встретившись случайно в больнице, они с Верой чудом узнают друг друга — и тут же умирают, обессиленные нежданным свиданием. Беды в прошлом не приносят им счастья и в светлом настоящем. Их участь по замыслу режиссера предопределена. 

Иначе построен сюжет лирической трагедии о декабристах «Звезда пленительного счастья» (1975, реж. Владимир Мотыль).

Между исполнителями главных ролей в фильме и реальными декабристами ни малейшего портретного сходства. Янковский, Стриженов и Баталов — это, конечно, не Рылеев, Волконский и Трубецкой. В костюмах декабристов — герои своего времени.
И Петербург в фильме тоже не пушкинский и не декабристский.

Городские пейзажи современны. Казанский собор, Медный всадник, Петропавловская крепость, — всё это выглядит так же, как и через 150 лет.

Лишь Сенатская площадь во французских диалогах иногда названа по-старинному — Петровской площадью. Сине-зелёный Зимний дворец возникает в кадре не раз и не два, хотя хорошо известно, что во времена Пушкина он был бледно-жёлтым и нынешний облик обрёл только в 1940-х. Но зрителю это не важно. Он влюбляется в играющего главную роль Игоря Костолевского, и ему не так важны декорации. На первый план выходит любовь, которую не омрачает даже суровый вид Петропавловки.

«Декабристская» история разыгрывается в Ленинграде 1970-х. Под «Песенку кавалергарда» Булата Окуджавы ленинградские интеллигенты воплощают в жизнь свою заветную мечту — с честью совершают подвиг противостояния. Шестидесятники и диссиденты брежневской эпохи сопоставляют себя с декабристами. И застенки, гибель – это своего рода символизм и дань эпохе, когда эзопов язык чувствовался во всем, даже если его не предполагал автор. Тайное общество — это не историческое дело, а дело личной совести. 

Многие фильмы не обошлись без Петропавловки. Она страшит и притягивает, напоминает и восхищает. А затем очередной залп пушки и крик: «Мотор! Начали!»

Внимание! В мобильной версии на каждой странице вы можете переключаться между списком (или текстом) и картой. Кнопки переключения расположены вверху, справа от заголовка страницы.
Понятно