Музей «Нобели и нобелевское движение»
Первый частный музей появился в Рыбинске около 20 лет назад. Его основатель — краевед Владимир Рябой — горел своим делом, не уставал открывать городу и миру великие имена, точнее — их связь с Рыбинском
С присущей ему энергией и энтузиазмом Владимир Рябой популяризировал свои открытия: в книгах, газетных статьях, на конференциях, экскурсиях. В 2012 году музей переехал в здание на улице Фроловской, где размещается до сих пор.
Город предоставил помещение на условиях безвозмездного пользования. Под одной крышей разместились экспозиции, посвященные нобелевскому движению и кинематографической истории Рыбинска.
Находится музей в старейшем районе Рыбинска - Казанском. Микрорайон расположен в живописном месте, в самом центре исторической части города Рыбинска Ярославской области.
На территории района расположена самая старинная Казанская церковь 1697 года постройки. Купеческие дома: Казакова, Сыромятникова, Фролова, мельница Купца Калашникова, усадьба Наумова, памятник Нобелю. Гостиницы: «На Введенской» и «На Казанской».
Во многом благодаря музею, дореволюционный Рыбинск в сознании горожан и туристов стал восприниматься не только столицей бурлаков и центром биржевой торговли, но и важным звеном в нефтяной империи Нобелей, и родиной основателей Голливуда Шенков. Эти имена не единственные в списке открытий Владимира Рябого (были еще и востоковед Николай Невский, художник-авангардист Борис Григорьев, артист Евгений Стеблов, режиссер Станислав Ростоцкий и многие, многие другие), но, пожалуй, эти самые главные. Вокруг тем нефтепромышленности и кино в Рыбинске строилась вся музейная работа — исследовательская и просветительская.
Активно шло формирование фондов.
В коллекции музея хранятся уникальные экспонаты, среди них — дореволюционный проходной жетон со слипа Товарищества нефтяного производства братьев Нобель; карты, на которых отмечены нобелевские нефтебазы начала ХХ века; очки Андрея Сахарова; письмо с автографом Михалкова, личные вещи Станислава Ростоцкого (кепка, наручные часы, ключи от автомобиля, фотографии из семейного архива), рабочий сценарий фильма «До свидания, мальчики», полученный из рук актера Евгения Стеблова и многие другие.
Но в 2018 году музей потерял своего идейного вдохновителя, неожиданно ушел из жизни Владимир Рябой. Дело отца перешло к сыну — Игорю Рябому. Дела в «Нобелях» шли уже не так замечательно. Музей все реже упоминался в прессе, поток посетителей редел. Последние два года музей стоял без света. За неуплату счетов его отрезали от электричества.
— После того, как папа умер, четыре года крутился, как мог, — признается Игорь Рябой, хранитель музея Нобелей. — На мне была серьезная ответственность, в том числе оплата коммунальных услуг. Проблемы копились, как снежный ком. В определенный момент стало очевидно, что нужна поддержка со стороны.
Руку помощи музею Нобелей протянул Андрей Родин, руководитель Рыбинского музея адмирала Федора Ушакова. В партнерстве с ним Владимир Рябой начинал «нобелевский» проект в далеком 2004 году.
— Музей Нобелей — первый частный музей в Рыбинске, это культурное наследие города, которое нужно поддерживать, развивать и продвигать, — считает Андрей Родин. — Первая наша задача — спасти то, что есть.
К счастью, департамент имущественных и земельных отношений пошел навстречу, и 17 августа договор о безвозмездном пользовании этими помещениями был заключен с Рыбинским музеем адмирала Федора Ушакова.
Опыт успешного управления частным музеем у Родина есть. Музей адмирала Федора Ушакова под его руководством демонстрирует хорошие темпы развития.
— В прошлом году только круизных туристов, побывавших у нас, увеличилось в четыре раза — до 9 тысяч человек. А на этот год заявок по теплоходам уже в 2,5 раза больше, чем в прошлом, — оценивает руководитель.
Он убежден: работающий музей способен не только поддерживать свое существование, но и зарабатывать. Это такой же бизнес, как любой другой (единственное отличие в том, что целью некоммерческой организации является не извлечение прибыли, а достижение уставных целей, а именно — развитие музейного дела). Но чтобы запустить процесс, потребуется много сил и вложений.
Андрей Родин уже наметил план действий по спасению утопающего.
— Думаем над созданием нового рабочего места экскурсовода, чтобы музей работал в штатном режиме с постоянным приемом. Экспозиции пока останутся прежними, но в экскурсии обязательно придет интерактив — посетители
хотят развлечений, — говорит Родин. — Вместе с Рыбинским центром туризма разрабатываем туристический маршрут, который будет охватывать темы кинематографа и Нобелей.
Внимания в музее требует не только организация работы, но и само здание.
— Только недавно помещение подключили к электричеству. Есть проблемы с инженерными сетями. Батареи здесь греют только в одном зале. Когда закончится отопительный сезон, будем проводить ревизию системы теплоснабжения, дальше — ремонт, — уточняет новый хозяин.
И наконец, в планах у нового руководителя — провести ребрендинг.
— Музею необходимо новое название, — утверждает Андрей Родин. — Будем думать, как объединить кино, Нобелей и Рыбинск в один бренд. Эти темы очень востребованы, туристы о них постоянно спрашивают.
На данный момент переосмыслена только экспозиция, посвященная связи Рыбинска с кино. Это история братьев Шенк - евреев-мигрантов из Рыбинска, основавших голливудские студии «20th Century Studios» и «Metro-Goldwyn-Mayer», а также открывших миру Мэрилин Монро.
Одним из главных экспонатов освежённой выставки стала кинохроника с участием самого маленького человека в мире, нашего земляка Александра Виноградова.
Основной объём занимает история сильного советского кинематографа. Станислав Ростоцкий режиссер фильмов «А зори здесь тихие», «Дело было в Пенькове» и «Белый Бим, Черное ухо» родился в Рыбинске. Имеют связь с нашим городом и Аркадий Райкин, Евгений Стеблов, Александр Збруев. Снято в Рыбинске около 40 фильмов и сериалов. Наиболее знаковый из них, конечно, «12 стульев» Гайдая. В музее хранится та самая фуражка, в которой снимался Арчил Гомиашвили.